Мониторинг торговых марок: инструмент активной защиты прав интеллектуальной собственности


Цитаты:

«Никто кроме тебя не позаботится о твоих правах»

«Закон служит тем, у кого есть сила и возможности его применить»

После регистрации объектов интеллектуальной собственности в распоряжение правообладателя поступает весь объем исключительных прав, предусмотренный законодательством. Однако сам по себе факт регистрации не ограждает правообладателя от неправомерных действий третьих лиц по отношению к его объекту интеллектуальной собственности. Постоянно возрастающее количество судебных споров в сфере интеллектуальной собственности свидетельствует о важности защиты исключительных прав и пресечения нарушений на пост-регистрационном этапе.

Одним из вспомогательных инструментов активной защиты прав на торговую марку (ТМ) является мониторинг (англ. – watching, monitoring), что подразумевает отслеживание поданных заявок и зарегистрированных торговых марок на предмет наличия потенциальных нарушений Ваших прав, а также своевременное реагирование путем подачи возражений против регистрации знаков третьих лиц, использование которых может ввести Ваших потребителей в заблуждение.

С 2020 года оппозиционный период, когда можно подать возражение против заявки, был сокращен с общего срока экспертизы до трех месяцев от даты публикации. Это значительно увеличило важность мониторинга, так как если возражение не подано в трехмесячный оппозиционный период, то впоследствии аннулирование регистрации возможно только через суд, что значительно увеличивает расходы.

Процедура регистрации торговых марок в Украине включает формальную экспертизу и экспертизу обозначения по существу (на наличие сходства с ранее зарегистрированными ТМ/поданными заявками), что в большинстве случаев препятствует регистрации тождественного либо сходного до степени смешения знака.

Однако существуют прецеденты регистрации сходных обозначений, которые формально не нарушают законодательных требований, но в действительности такая регистрация может нанести серьезные убытки правообладателю более ранней торговой марки.

Например:

1. Имеют место случаи регистрации комбинированных обозначений (словесный элемент + изображение) с идентичными словесными элементами, но в разном графическом исполнении. Таким образом, словесный элемент ранее поданного знака теряет свою различительную способность, поскольку перестает ассоциироваться исключительно с товарами и/или услугами правообладателя.

Мониторинг торговых марок

2. Среди других примеров регистрации знаков для однородных товаров можно указать:

  • регистрацию сходных изобразительных ТМ:
Мониторинг торговых марок
  • регистрацию обозначений, имеющих похожее смысловое значение:
Мониторинг торговых марок
  • регистрацию фонетически сходных обозначений, имеющих различное написание:
Защита торговых марок

Довольно часто также встречаются регистрации сходных торговых марок в разных классах МКТУ, но в отношении однородных товаров/услуг.

Кроме того, на возможность регистрации сходных обозначений может влиять человеческий фактор и относительно субъективное мнение эксперта.

Таким образом, мониторинг поданных заявок и опубликованных торговых марок, как дополнительный инструмент защиты прав владельца ТМ, позволяет оградить правообладателя от потенциальных нарушений с минимальными затратами, предоставляя ему возможность своевременно подать возражение против регистрации сходного обозначения, что формирует надежную основу защиты портфеля прав интеллектуальной собственности.

Мониторинг торговых марок позволяет:

  1. отслеживать заявки и зарегистрированные торговые марки по ключевым словам, обозначениям, элементам обозначения;
  2. предпринимать своевременные действия против регистрации торговых марок, которые могут нарушать Ваши права;
  3. избежать потенциальных убытков, являющихся следствием неправомерного использования идентичных или сходных торговых марок третьими лицами;
  4. пресечь нарушения в рамках административной, досудебной процедуры;
  5. минимизировать расходы и время, вовлеченные в судебные процессы;
  6. осуществлять мониторинг деятельности конкурентов и рынка в целом.

Компания «Михайлюк, Сороколат и партнёры» имеет многолетний опыт и предоставляет своим клиентам полный комплекс услуг в сфере защиты прав интеллектуальной собственности в Украине, оказывая профессиональную поддержку на всех её этапах. Отслеживание торговых марок происходит по специально разработанной автоматизированной внутренней базе данных, синхронизированной с базами УКРНОИСИ и ВОИС, включающей как национальные, так и международные заявки и регистрации с расширением в Украину. Базы обновляются на регулярной основе, что позволяет нам предоставлять самую актуальную информацию.

Мы предлагаем следующие виды мониторинга:

1) Мониторинг «Идентичные ТМ», выявляющий идентичные торговые марки, а также торговые марки, включающие указанный словесный элемент. При заказе данного вида мониторинга отчет не генерируется, уведомления в случае обнаружения идентичных торговых марок направляются клиенту немедленно. Стоимость мониторинга «Идентичные ТМ» - 1200 грн/год.

2) Мониторинг «Сходные ТМ» с автоматическим направлением отчета о найденных сходных торговых марках (без комментариев специалистов). Стоимость мониторинга «Сходные ТМ» - от 1800 грн.

3) Мониторинг «Сходные ТМ+» с автоматическим направлением отчета о найденных сходных торговых марках с устными комментариями специалистов в отношении степени схожести торговых марок и возможности действий, направленных на предотвращение регистрации данных ТМ. Стоимость мониторинга «Сходные ТМ+» - от 2000 грн.

Дополнительно можно заказать письменный анализ, подготовленный специалистами. Стоимость подготовки анализа в отношении одного выявленного сходного обозначения - 480 грн. Анализ содержит детальную информацию о выявленном конфликтующем обозначении с указанием наименования заявителя/правообладателя, временные рамки для подачи возражения, а также мнение наших специалистов касательно степени схожести Вашей ТМ с конфликтующей.

Наша компания также оказывает профессиональное содействие в правильном оформлении возражений, для достижения наилучшего результата.

Для получения более детальной информации просьба связаться с нами любым удобным для Вас способом.

Будем рады видеть Вас среди наших клиентов!